Анонсы

 

 
 ПОЖЕРТВОВАТЬ

 

• На ведение миссионерской деятельности... Подробнее…

 

 
 ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

  

stsl.ru


Газета "Маковец"  >>

predanie.ru

 

Малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками

«Святая Гора» впервые на русском языке публикует малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и учениками. В публикации использованы материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.

Малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца

В то время известному афонскому подвижнику Ефрему Катунакскому предлагали стать игуменом в монастыре Великая Лавра. Старец Паисий узнал об этом и высказал своё мнение по этому поводу в разговоре с одним из своих посетителей: «Отец Ефрем – великое духовное сокровище. Это огромная величина для афонского монашества. Каждую минуту он посвящает Богу и помогает многим людям. Боюсь, что если он станет игуменом, старец многое потеряет в постоянных заботах и попечениях. Но я никому об этом не говорю, так как люди подумают, что я не хочу, чтобы отец Ефрем стал игуменом».
Некоторое время спустя отца Паисия посетил близкий к Ефрему Катунакскому человек, и он попросил его передать отцу Ефрему «что на то, чтобы он стал игуменом нет воли Божией». Когда старцу Ефрему передали эти слова, он ответил: «Спасибо старцу Паисию. Я сам чувствую, что на моё игуменство нет Божиего благословения».

***
«Старца Порфирия[1] я видел два или три раза. Многим он в деталях описывал их дома и деревни, хотя сам там никогда не был. Другим рассказал, где надо бурить скважину, и они в засушливой местности наконец нашли воду. Одному человеку с тремя высшими образованиями старец дал советы как решить все его проблемы и принёс ему огромную пользу, хотя до этого ему не смогли помочь многие духовные отцы. Однажды он проходил мимо места, где велись строительные работы и предупредил бульдозеристов, чтобы они копали осторожно. Он сказал им, что в земле лежит крест и они не должны повредить его. Его слова в точности подтвердились».

***

«Есть люди, желающие стать монахами, но не решающиеся на принятие пострига из-за привязанности к своим родственникам.Они пребывают в сомнениях. То весы любви склоняются в одну сторону, то в другую. То побеждает любовь к подвижнической жизни, то привязанность к родным. Если таким людям удастся превозмочь узы своей земной любви – в духовной жизни они добьются многого, так как их сердце преисполнено любви».

***

«Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. Он может прожить всю жизнь рядом со святым человеком и так и не извлечь из этого для себя никакой пользы».

***
 
«Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается. Господь уважает нашу свободу».

***
«Духовно преуспевший человек заранее понимает намерения других. Он видит, что его хотят обмануть или обокрасть – но не препятствует злоумышленникам, так как относится к происходящему с добрым помыслом (например, что грабителям деньги нужнее). У святых есть дар предвидеть намерения других».

***

«Мы должны знать, что человек становится бесноватым по попущению Божию. Тем самым Господь даёт грешнику возможность покаяться, смириться и спастись. Когда у человека чёрствое сердце и полная нераскаянность – он не испытывает бесовского воздействия, так как и так уже находится в гибельном состоянии полного духовного равнодушия».

***

«Если не брать в расчет наши грехи – в остальном у нас всё в порядке», - пошутил как-то старец.

***

«Нам надо не говорить, что мы хотим полюбить Христа. Надо стремиться Его не огорчать. Ничего самому не делать и просить в молитве, чтобы Бог дал нам любви к нему – это дерзость».

***
 
«Это настоящие отшельники», – сказал однажды старец Паисий о двух пожилых монахах. Они не жили в какой-то особой строгости, но не имели общения с мирянами и отказались от всех мирских удовольствий.

***

«Духовное сокрушение отличается от бесовского тем, что в первом случае человек чувствует утешение, во втором испытывает внутреннее беспокойство».

***

«Церковь – это корабль. Кто то может на нём спать, кто-то ничего не делать, кто-то бороться с волнами. Но он всё равно продолжает свой путь, и вместе с ним плывут вперёд и все пассажиры.
Главное – находиться внутри Церкви. Поэтому старайтесь не пропускать богослужения и почаще бывать в храме».

***

«Монахини должны избегать идиоритмии[2]. Для женских монастырей идиоритмия в 100 процентах случаев ведёт к демоноритмии [3]».

***

«Новоначальному монаху полезнее следить за богослужением, чем во время службы творить Иисусову молитву. Пусть сначала выучит Устав, молитвы, Праздники – а потом уже сосредоточиться на умном делании».

***
 
«В молодости, читая духовную литературу, я многого не понимал. Я записывал свои вопросы, спрашивал у более опытных, и они объясняли мне что значит прочитанное. Затем я записывал важные духовные советы в тетрадь и старался следовать им в своей жизни. Потом я находил что-то, что было созвучно уже сделанным мной записям, и тоже вносил его в тетрадь рядом с предыдущими наставлениями. После этого я разбил тетрадь на тематические разделы – чтобы всегда легко находить нужный духовный совет. Появлялись всё новые записи и очередные наставления уже не помещались в тетради. Тогда я начинал вести новые тетради куда скрупулезно переписывал советы из старых записей».


 
 
[1] Старец Порфирий (Баирактарис) (1906–1991) – современный афонский подвижник. Один из самых почитаемых старцев нашего времени. Его книги пользуются огромной популярностью в Греции и переведены на многие языки.

[2] Идиоритм или особножи́тие, особножи́тельный монастырь (греч. μόναστήριον ιδιόρυθμον, букв. — особый, своеобразный)особый вид православных монастырей в противоположность общежительным монастырям. В идиоритмах монахи могут владеть личной собственностью, общее здесь только жилище и богослужение, во всём остальном каждый монах живёт по своему личному усмотрению. Такая организация монастырей, идущая вразрез с церковными правилами, появилась в конце средних веков. Идиоритм управляется игуменом или комитетом из монахов. Уклад жизни в идиоритмах менее строг, чем в киновиях.

[3] То есть создаёт реальную опасность духовной погибели для монахинь.
 

Источник: Православие.RU





Внимание!!!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на наш сайт:
http://www.lavra.tv/