Анонсы

 

 
 ПОЖЕРТВОВАТЬ

 

• На ведение миссионерской деятельности... Подробнее…

 

 
 ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

  

stsl.ru


Газета "Маковец"  >>

predanie.ru

 

14.03.2012

Немного о православном этикете

Богослужение является неотъемлемой частью жизни любого православного христианина. И как часто, приходя в храм, мы сталкиваемся с грубостью и элементарным нарушением этикета поведения в храме.

В отличие от светского этикета правила поведения в храме, будучи теснейшем образом связаны с благочестием (см.: 1Тим. 4.7; 6.11), ведут к очищению и преображению сердца Благодатью, которая даруется труждающемуся и подвизающемуся. Поэтому церковный этикет должен пониматься не только как свод правил поведения, принятых в целях сохранения церковного организма, но и как путь восхождения ко Христу. Такое понимание церковного этикета возлагает на нас большую ответственность за поведение в храме.

Приходить в храм желательно заблаговременно, это даст нам возможность подать записки, поставить свечи, положить приношение на канун, приложиться к иконам и настроиться на молитву. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не мешать молитве других. Если нет возможности свободно приложиться к иконам, следует терпеливо дождаться удобного момента, ставя на первое место спокойствие молящихся рядом, а не свое «благочестие».

Особенно внимательно и терпеливо надо относиться к ближним во время Причастия. Некоторые стремятся первыми подойти ко Святой Чаше, возникает толкотня, и наше, пусть даже невольное, участие в этом хаотичном движении может привести к серьезным происшествиям, которые лягут тяжким бременем на священника и на мирян.

В данном случае нам может послужить примером практика, принятая в православных храмах за рубежом: при выходе священника со Святыми Дарами все верующие остаются на своих местах, даже если это великий праздник и ко Причастию готовился весь храм. Каждый как бы уступает первенство причастия своему ближнему и терпеливо ждет своей очереди. Когда священник выносит Святую Чашу, к причастию подходят несколько человек, которые стояли впереди, а за ними выстраиваются, в порядке произвольной очереди, и все остальные причастники. Удивительное спокойствие и благожелательность царят в это время в храме, что во многом помогает сохранить внутренний мир и достойного принять Святые Тайны.

Во время службы мужчины, по возможности, стоят в правой части храма, женщины – в левой. В храме неприлично рассматривать входящих и выходящих, вглядываться в лица окружающих. Богослужение – это очень сложный процесс, так что недопустимо осуждение и осмеивание невольных ошибок служащих и находящихся в храме. Во время службы нельзя разговаривать, даже обсуждение духовных вопросов следует оставить на потом, чтобы не нарушать молитвенное настроение ближних.

С особой обходительностью, корректностью, приветливостью, теплым сердечным расположением и вниманием необходимо относиться ко вновь пришедшим в храм и пока еще не знающим церковных правил. Нередко приходится слышать от новообращенных жалобы на грубое и неприязненное, а иногда и жестокое отношение к ним со стороны некоторых прихожан, считающих себя «воцерковленными» и «верующими». Такое отношение к неофитам – тяжкий грех, так как может стать на многие годы серьезным препятствием для человека на его пути к Богу.

Особое внимание хочется уделить вопросу внешнего вида православного христианина. Приходя в храм, мы приходим к Богу, и поэтому наш внешний вид должен соответствовать высокому назначению святого храма. Одежда должна покрывать все части тела, быть опрятной и чистой. Даже на Святой Горе Афон монахам, несущим тяжелые физические послушания, предписываются обязательное принятие душа перед богослужением и, по необходимости, неоднократная смена одежды в течение дня во избежание неприятных запахов. Мы не должны своим внешним видом смущать молящихся в храме.

Стоит ли напоминать о том, что перед входом в храм необходимо выключить мобильный телефон, резкий звонок которого может отвлечь священнослужителя от сложной последовательности совершаемого священнодействия и повлиять на ход богослужения.

Единство нашей общей соборной молитвы должно выражаться и внешне, об этом неоднократно напоминал покойный уставщик и регент Лавры архимандрит Матфей (Мормыль). Например, при поклонах в разные моменты богослужения должны соблюдаться единообразие и синхронность в действиях священнослужителей и мирян. Сейчас, в дни Великого Поста, в храме совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Отец Матфей увещал молящихся класть поклоны одновременно со служащим священником. Единообразие поведения всех молящихся настраивает на соборную молитву и единодушное обращение к Богу.

Вопрос для всех нас: опрятный вид, вежливое и приветливое отношение к ближним, единообразие поведения в храме – свойства относящиеся к духовной жизни, или это внешняя «излишняя манерность», необязательная для «истинного верующего» и «духовного» человека?

Где нет внешнего порядка, там не будет и духовного, где нет любви к ближнему, там нет любви и к Богу. Не может одно существовать без другого. Вспомним слова апостола: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учтительным, незлобивым…» (2 Тим. 2:24). Поэтому особенно в храме, при общении с ближними и во время молитвы, православный христианин должен являть собой пример исполнения Евангелия.

Канд. богосл. наук, ирд. Никон (Котов)





Внимание!!!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на наш сайт:
http://www.lavra.tv/