ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ

  

stsl.ru


Газета "Маковец"  >>

predanie.ru

 

Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!

В 2014 г. мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основанной им Троице-Сергиевой лавры и Сергиева Посада, так и для России в целом.

По слову русского историка В.О.Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... <…> Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в селе Варницы Ростовской области от благоверных родителей Кирилла и Марии, и был наречен при рождении Варфоломеем. На месте рождения Преподобного воздвигнут Троице-Сергиев Варницкий монастырь, отстроенный и благоукрашенный...    Подробнее...

 

 
ФИЛЬМЫ, ЛЕКЦИИ, СТАТЬИ,  ФОТОГРАФИИ

 

Посещение преподобным Сергием Радонежским Нижнего Новгорода и история Копосовской Троице-Сергиевой церкви

Имя игумена земли Русской, а так же благодатная сила духовного центра нашей Родины – Свято-Троице-Сергиевой Лавры всегда являлась для нашего Отечества его духовным стержнем. Преподобный Сергий традиционно считается не только духовным покровителем образования и просвещения, но и молитвенным защитником Руси. Само имя преподобного, его духовные труды и подвиги по своим сущностным характеристикам являются носителями фундаментальных ценностей Святой Руси. Что в современных условиях жизни нашего общества является насущно востребованным для гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания нашей молодежи.

14 сентября 2011 г. Президент России Д.А. Медведев подписал Указ N 1197 «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» [12], которое будет проходить в 2014 году. Однако имя преподобного Сергия имеет особое значение не только для Москвы, но и для Нижегородчины. В 2015 г. исполняется 650 лет со времени вхождения Нижнего Новгорода в состав новой Московской Руси и по свидетельству исторических источников это событие непосредственно связано с преподобным Сергием.
Но прежде чем сказать слово о духовно-нравственном значении и воспитательном потенциале, который несет в себе предание о посещении преподобным Сергием Радонежским Нижнего Новгорода в 1365 году, нам, прежде всего, хотелось бы остановиться на рассмотрении этого уникального события в свете отечественной исторической науки.
Подробное житие преподобного Сергия Радонежского повествует о том, что в 1365 году преподобный Сергий по благословению митрополита Московского и всея Руси Алексия отправился в Нижний Новгород с целью смирить Нижегородского князя Бориса Константиновича, вернуть Нижегородский престол князю Дмитрию Константиновичу, а главное заключить крепкий политический и духовный союз между Москвой и Нижним Новгородом. Для осуществления этой задачи преподобному Сергию были даны самые широкие полномочия.
По этому поводу в своем труде «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра» Е.Е. Голубинский в частности пишет, «в 1365 г. поссорились между собой князья Суздальские Дмитрий и Борис Константиновичи из-за того, что младший брат захватил Нижний Новгород, оставшийся после третьего умершего брата, и не хотел уступать его старшему брату. Дмитрий обратился с жалобой на Бориса к великому князю Московскому Димитрию Ивановичу и к митрополиту Алексию, который в малолетство великого князя (родившегося в 1350 г.) был правителем государства» [15]. По мысли Евгения Евсигнеевича, великий князь Московский Димитрий Иоаннович и митрополит Алексий хотели заставить младшего брата удовлетворить требование старшего брата без вмешательства оружия. Тем более что как внутренняя так и внешняя обстановка на Руси в это время была очень напряженной. Русь продолжали сотрясать губительные для Отечества междоусобные распри князей, а правители Золотой Орды только и ждали повода, что бы воспользоваться ситуацией и осуществить очередной разорительный набег. Именно поэтому Димитрий Иоаннович и митрополит и отправили в Нижний Новгород к князю Борису преподобного Сергия. Причем митрополит якобы даже поручил преподобному Сергию, в случае упорства Бориса, затворить в Нижнем все церкви, т.е. наложить на город церковное прещение. Но так ли это было на самом деле, мы попробуем разобраться ниже.
Итак, нам известно, что «в конце XIV века преподобный Сергий отправился пешком в Нижний Новгород к местному князю» [19]. О начале этого пути мы можем узнать из летописных источников. В одном из них в частности сказано «зашел (преподобный Сергий – вст. автора) по дороге в Спасский монастырь (ныне известный как Андроников монастырь – вст. автора) навестить своего ученика» [19]. У исследователя Н.А. Королевой по этому поводу мы можем прочесть следующее: «на Руси был обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. Проща – это народное название многих часовен, стоящих у городских застав (в данном случае у Рогожской заставы). По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником» [23]. Далее учитывая тот факт, что старая дорога на Нижний Новгород проходила через Владимир, Суздаль, Пурех и Балахну, можно предположить, что именно по ней и шёл преподобный Сергий в Нижний Новгород.
Прибыв в Нижний Новгород, преподобный Сергий по преданию посещал не только Нижегородского князя Бориса Константиновича в Нижегородском Кремле, но и бывал у преподобного Дионисия впоследствии епископа Суздальского в Вознесенском Печерском монастыре. Этот эпизод подтверждают факты из биографии преподобного Сергия, «по кончине святого Алексия преподобный Сергий, узнавший Дионисия еще в Печерском монастыре в 1365 году, предлагал великому князю Димитрию избрать Дионисия в митрополиты» [21]. Согласно дошедшего до нас монастырского предания, преподобный посещал и Нижегородский Благовещенский монастырь, который незадолго до этого был возрожден святителем Алексием.
Относительно путешествия преподобного Сергия Радонежского в Нижний Новгород очень интересное уточнение в своей книге «Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XXвв.) делает отец Сергий Минин. Так он в частности пишет: «Преподобный Сергий отправляется на исполнение церковного послушания в крайне неблагоприятный и опасный период. В 1364-1365 гг. в нижегородских пределах свирепствовала эпидемия чумы, распространившаяся далее по всей Северо-Восточной Руси» [4]. Учитывая вышеизложенное мы можем предположить, что вполне реальным может быть и церковное предание, которое говорит о том, что по пути в Нижний Новгород преподобный Сергий основал небольшой деревянный храм в д. Лихарёво находящейся недалеко от стольного града Нижегородской земли в Балахнинских приделах (ныне п. Копосово Сормовского района г. Н.Новгорода). Эпидемия чумы вполне могла поспособствовать тому, что бы преподобный Сергий по пути в Нижний Новгород сделал небольшую остановку. И сделал он эту остановку скорее всего не потому, что боялся чумы, а для того чтобы как пастырь Церкви оказать посильную духовную помощь страдающим от чумы Нижегородцам. Как известно на окраине вышеуказанной деревни исстари существовало несколько источников с чистой питьевой водой. А как известно в церковной практике существует традиция освящения воды для исцеления болящих от их недугов душевных и телесных, кроме того общеизвестным является факт того, что преподобный весьма часто основывал монастыри и храмы в местах где неподалёку находились источники. Поэтому он вполне мог освятить для исцеления больных эти Лихарёвские источники. А в память об этом событии, как это тогда и было принято на Руси, он вполне мог поставить и небольшой храм или часовню. Впоследствии в память о святом основателе этот храм местные жители начнут именовать Троице-Сергиевой церковью, о чём собственно и свидетельствует предание, зафиксированное в описании истории Троицкого храма. Кроме того церковное придание фиксирует тот факт, что Лихарёвские, а позднее Копосовские источники пользовались особым почитанием не только у верующих Нижегородцев и верующих близ лежащих к Нижнему Новгороду областей, но даже и у москвичей, вплоть до революционной поры. И почитание их было связано именно с именем Сергия Радонежского.
Такой ход вышеуказанных событий может косвенно подтвердить не только наличие церковного предания о святом основателе Копосовской Троицкой церкви, но и исследования Н.С. Борисова, которые он предпринял в своем труде «Сергий Радонежский». В нём он так описывает то, что вполне могло предстать взору преподобного старца: «По дороге Сергий видел немало мертвых, опустошенных чумой деревень. Ветер доносил оттуда запах смрада: в избах разлагались трупы, хоронить которые было некому. Особые отряды, сжигавшие зачумленные деревни, не успевали справляться со своей страшной работой» [2]. Поэтому то, что он видел, вполне могло вызвать у него ответную реакцию и естественное пастырское желание оказать посильную помощь ближним своим.
Завершая свое повествование о походе преподобного Сергия в Нижний Новгород отец Сергий пишет: «однако надежда великого князя и митрополита обойтись без вмешательства оружия оказалась напрасной: Борис не внял увещаниям Сергия и даже не хотел покориться и после того, как тот, согласно поручению митрополита, затворил в Нижнем церкви (он покорился, когда вслед за тем было выслано против него Московское войско)» [4]. Если согласится с точкой зрения отца Сергия, то получается, что в целом путешествие преподобного Сергия Радонежского в Нижний Новгород было неуспешным и не имело положительного результата. И опять возникает вопрос, а так ли это было на самом деле? И неужели высокий духовный авторитет Маковецкого игумена не возымел действие на, хотя и князя, но всё же, православного по вере человека. На этот вопрос мы постараемся ответить ниже.
Обратно из Нижнего Новгорода в свою Троицкую обитель, как свидетельствуют летописи, преподобный отправился водным путём. И путь его пролегал по рекам Оке и Клязме. По дороге, как повествует об этом церковное предание, преподобный Сергий в Нижегородских землях посетил еще и Дудин Свято-Никольский монастырь. По этому поводу на информационном портале г. Джержинска, в частности мы можем прочитать следующее: «с 1365 г. (этот монастырь - прим. автора) упоминался в охранной грамоте о сохранении Никольско-Дудина монастыря игуменом Сергием и об оказании помощи монастырю» [14].
Выйдя из Нижегородских пределов преподобный вернулся в свою обитель, проходя через Гороховец и Киржач, где основал небольшие обители.
Однако не все современные исследователи этого вопроса согласны с такой интерпретацией событий 1365 года и участия в них преподобного Сергия Радонежского.
Как пишет в своей статье К.А. Аверьянов исследователь этого вопроса В.А. Кучкин «обратил внимание на известие Новгородской Четвёртой летописи: «… они же церкви затвориша». Употребление летописцем выражения «они» явно не подходило к Сергию Радонежскому и чётко указывало на то, что в закрытии нижегородских церквей участвовало, по крайней мере, два человека» [1]. Этим же исследователем был, казалось тогда, найден и вполне заслуживающий доверия ответ в Рогожском летописце. Летописец был составлен на основе более ранних источников, чем Первая Софийская и Никонова летописи, а так же московский летописный свод XV века, которые содержат упоминания о путешествии Сергия Радонежского в Нижний Новгород. В них же были указаны и цели этого путешествия. И именно этими источниками пользовались те, кто считал и сегодня считает, что это путешествие является реальным историческим фактом, а вот о целях этой миссии преподобного можно подискутировать.
Факт более поздней редакторской правки, обнаруженный Владимиром Андреевичем Кучкиным, конечно же, является серьезным аргументом, ставящим под сомнение посещение преподобным Сергием Нижнего Новгорода. Кроме того, в том же Рогожском летописце под 1363 годом имеется следующая запись: «Тое же осени приехаша въ Новгородъ Нижнии отъ митрополита Алексия архимандритъ Павел да игуменъ Герасимъ, завучи князя Бориса на Москву, онъ же не поеха, они же церкви затвориша» [1]. В результате получается, что вместо преподобного Сергия Нижний Новгород посещали только архимандрит Павел и игумен Герасим. Но если принять эту версию за основу, тогда возникает ряд других вопросов остающихся без какого-либо основательного ответа.
Во-первых, а как же тогда быть со следующими уже нами ранее приводившимися фактами. А именно: посещение преподобным Сергием по пути в Нижний Новгород Спасского Андроникова монастыря и его беседа с преподобным Андроником, в память об этом событии у Рогожской заставы была построена прощальная часовня; посещение Сергием Радонежским преподобного Дионисия Суздальского в Вознесенском Печерском монастыре; факт основания преподобным Сергием на обратном пути из Нижнего Новгорода в свой Троицкий монастырь на р. Клязьма вблизи города Гороховец Георгиевской пустыни.
И, во-вторых, почему Владимир Андреевич, видя несоответствия в рассказах о посещении Сергием Радонежским Нижнего Новгорода в поздних источниках, не увидел тех явных несоответствий, которые по свидетельству Константина Александровича Аверьянова имеются в самом Рогожском летописце.
Делая попытку разрешить вышеуказанную ситуацию, Константин Александрович ссылается на труды уже упоминавшегося нами Н.С. Борисова. Николай Сергеевич считает, что речь идёт «о двух московских миссиях в Нижний Новгород – Герасима и Павла в 1363 г. и Сергия Радонежского в 1365 г. Что же касается закрытия церквей в Нижнем Новгороде, то интердикт был наложен лишь однажды – в 1363 г.» [1]. Кроме того другой исследователь этого вопроса Б.М. Клосс в отличии от Николая Сергеевича Борисова считает, что миссия всё же была одна и состоялась она в 1363 г. А состояла она из трёх представителей митрополита Алексия – Герасима, Павла и Сергия, но по смирению своему вначале Сергий не упомянул о своём участии в ней, и только позднее когда имя преподобного стало почитаться по всей Руси, произошло обратное, имена Герасима и Павла исчезли, а вернулось имя Сергия.
Однако мы считаем, что в этом вопросе наиболее обоснованной является позиция Н.С. Борисова и К.А. Аверьянова. Суть этой позиции заключается в том, что разговор идёт о двух посольствах в Нижний Новгород, Павла и Герасима в 1363 г. и преподобного Сергия в 1365 г. В соответствии с этим разрешается и вопрос о задачах которые стояли перед одним и другим посольствами.
Перед Павлом и Герасимом стояла одна важнейшая политическая задача – смирить князя Бориса и вернуть престол Нижегородский князю Димитрию. Выполняя это поручение они столкнулись с непримиримой позицией князя Бориса который считал себя правым и не желал смиряться. При том надо отметить, что позиция Бориса имела под собой весьма серьезные основания. Поэтому видя, что их миссия терпит не удачу архимандрит Павел и игумен Герасим решаются на последнее средство, на которое у них было право данное им митрополитом всея Руси. Они применяют единственный раз в отечественной истории крайнюю меру церковного прещения – интердикт, т.е. останавливают совершение богослужения во всех храмах Нижнего Новгорода и закрывают их. Однако в результате в Нижнем Новгороде расстроилась не только гражданская, но и церковная жизнь.
В связи с тем, что посольство архимандрита Павла и игумена Герасима было неудачным, святитель Алексий решается послать в Нижний преподобного Сергия. Он надеется, что неуступчивый Борис прислушается к словам Игумена земли Русской.
Именно поэтому посольство преподобного Сергия, кроме основной политической задачи, с которой не справились Павел и Герасим, решало и другие важные вопросы, как политической, так и церковной жизни нижегородцев. Во-первых, он должен был упрочить политический союз нового Нижегородского князя Дмитрия Константиновича и Московского великого князя Дмитрия Ивановича, связав его узами княжеского брака. Это было естественным делом в средневековой Руси. В подтверждение последнего Константин Александрович Аверьянов приводит свидетельство одного интересного исторического источника. В своей записке «О преподобном Сергии Радонежском» российская императрица Екатерина II в частности пишет следующее: «В 1366. (в действительности, в 1365 г. - К.А. Аверьянов) преподобный игумен Сергий, по просьбе князя великого Дмитрия Ивановича, ездил послом в Нижний Новгород к князю Борису Константиновичу о мире. И мир и тишину паки восстанови, и первые слова о браке князя великого Дмитрия Ивановича со дщерью князя Дмитрия Константиновича Суздальского были пособием преподобного игумена Сергия, чем пресеклись междоусобные распри о великом княжении Владимирском на Клязьме» [1]. А во-вторых, он выполнял поручение митрополита о налаживании церковной жизни в Нижнем Новгороде и искал нового кандидата на Суздальскую епископскую кафедру, которым впоследствии станет преподобный Дионисий игумен Печёрский.
Завершая повествование о путешествии преподобного Сергия Радонежского в Нижний Новгород хотелось бы остановится на вопросе о времени, когда именно в течении 1365 года могло состояться это путешествие. В своем исследовании К.А. Аверьянов делает попытку ответить на вопрос. Отталкиваясь от примерного времени основания преподобным Георгиевской пустыни под Гороховцом, он высказывает предположение о том, «что основание обители пришлось на ноябрь – декабрь 1365 г. Следовательно, на это время пришлась миссия Сергия Радонежского в Нижний Новгород» [1]. В результате понятным становится и тот факт, что обратно из Нижнего Новгорода преподобный Сергий отправился ни как обычно пешим, но водным путём. И действительно в начале декабря, когда уже достаточно холодно, ветра, снег и слякоть, пешие путешествие весьма затруднительно и не безопасно, а вот водный путь, пока на реках не встал ещё лёд, относительно скор и более безопасен.
Однако вопрос о времени путешествия Маковецкого старца в Нижний Новгород интересен нам ещё и тем, что он открывает возможность посмотреть на предание об основании преподобным Сергием храма вблизи Нижнего Новгорода ещё с одной стороны. Так в своём исследовании Константин Александрович Аверьянов в частности пишет следующее: «На Руси очень устойчивой была традиция освящения храма на престольный праздник» [1]. Нам в этой связи надо немного поправить исследователя. Храмы освящаются не на престольный праздник, а в ближайшее время к нему. Однако в принципе тезис является верным. Согласно церковной традиции, когда основывается храм, то он обычно посвящается наиболее значимому церковному торжеству, ближайшему по времени к дате основания. В этой связи по аналогии с решением вопроса о дате основания Георгиевской Гороховецкой пустыни, а так же учитывая, факт эпидемии чумы, о котором говорилось выше, мы можем сказать следующее. Во-первых, преподобный действительно мог остановиться в д. Лихарёво и у местных источников основать для исцеления Нижегородцев новый храм. Во-вторых, учитывая, что согласно исследованию К.А. Аверьянова посещение Сергием Радонежским Нижнего Новгорода приходится на ноябрь, декабрь 1365 г., а так же то, что в Копосовском храме до наших дней сохранился предел посвященный празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы, который приходится на 4 декабря / 21 ноября, мы можем предположить, что такой факт вполне мог иметь место. Тем более, что предполагаемая нами дата основания Копосовской церкви – 4 декабря / 21 ноября вполне укладывается во временные рамками основания им на обратном пути из Нижнего Гороховецкой пустыни – 22/9 декабря.
В итоге следует сказать. Хотя у современной исторической науки пока как нет однозначно подтвержденного ответа на вопрос, когда, каким образом и с какими конкретными целями преподобный Сергий Радонежский посещал Нижний Новгород, однако несомненным остается факт его духовного влияния на все исторические события, происходившие в нашем Отечестве во второй половине XIV века.
И это его влияние не ограничивается только временными рамками его земной жизни. С этим влиянием мы можем встретиться и в другое тоже особо критичное для жизни Руси время, во время Великой смуты начала XVI века. Так в 1612 г. преподобный Сергий можно сказать второй раз духовно посетил Нижний Новгород, трижды явившись Кузьме Минину и призвав его на защиту Отечества. Это духовное влияние преподобного простирается и в современность, являясь и в наше время образом высокой духовной чистоты и самоотверженного патриотического служения своей Родине.
Поэтому сегодня, когда наше общество переживает духовно-нравственный кризис, выражающийся в частности в отсутствии примеров добродетельной жизни на благо ближним и Отечеству, мы особо бережно должны относиться к нашему отечественному духовно-историческому и церковному преданию, которое мы можем эффективно использовать в целях духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений молодых россиян.
Воспитательный потенциал вышеуказанных событий, осененных духовным авторитетом преподобного Сергия Радонежского, на наш взгляд, заключается в следующем.
Во-первых, в результате трудов и большого духовного авторитета преподобного Сергия «ссора князей не переросла в кровопролитный конфликт, грозивший втянуть в себя силы Орды» [4], что уже само по себе является таким же важнейшим духовным деянием стоящим наравне с его благословением великого князя Димитрия Донского на битву с Мамаем на Куликовом поле.
А во-вторых, Нижегородское княжество в конце XIV века окончательно входит в состав нового Московского Русского государства, а основанный по преданию преподобным Сергием Троицкий храм с тех пор в сознании Нижегородцев является символом единства Нижнего Новгорода и Москвы.
Говоря о истории церкви Святой Живоначальной Троицы стоит отметить, что в XVII в., когда Лихарёво вошло в поместье служилых людей из боярских детей Копоса и Щетины Хабаршиковых, его стали называть по имени хозяина – Копосово. Это имя в последствии и стало его новым названием. В свою очередь само село Копосово входило в пределы Козинской волости Балахнинского уезда.
О дальнейшей судьбе храма достоверно известно, что с 1547 года по 1764 год село Копосово и его приходской Троицкий храм находились во владении Троице-Сергиевой Лавры в качестве ее вотчинного землевладения. У Троице-Сергиева монастыря на Нижегородской земле вотчины находились в Нижегородском, Балахнинском, Арзамасском и Семёновском уездах. «Впервые они появляются у Сергиева монастыря в Балахнинском и Нижегородском уезде в I530-I540-е годы (соляные варницы в Балахне и земли из состава поместных близ Нижнего Новгорода). В Нижегородском уезде Троицкий монастырь в частности имел села в волости Стрелице: Копосово и Черное. «Стрелицей» или «Стрелецким станом» называлась часть Нижегородского и Балахнинского уездов в треугольнике, образованном слиянием Оки с Волгой, в нее входили следующие селения: Гордеевка, Молитовка, Борзовка, Ратманиха, Козино, Копосово» [7] .
Во время Великой смуты XVII века, когда под угрозой находилось само существование Русского государства, Нижегородская земля сыграла свое решающее значение в защите Родины и веры. Так еще в самый разгар смуты на подступах к Нижнему Новгороду – около селений Копосово и Большое Козино, в районе Кадниц, под Ворсмой и Павловым Нижегородцами наголову были разбиты сторонники Лжедмитрия. А в 1612 году Нижний Новгород стал духовным, политическим и военным центром по формированию второго ополчения под руководством Минина и Пожарского. В связи с этим стоит упомянуть еще и том, что по преданию сам преподобный Сергий несколько раз являлся Кузьме Минину, призывая его на подвиг освобождения Отечества. И именно этому ополчению будет суждено освободить Москву от иностранных интервентов и восстановить Русскую государственность. Общеизвестным является и тот факт, что Нижегородское ополчение двигаясь в сторону Москвы, шло по старой Балахнинской дороге мимо Троице-Сергиевской Копосовской церкви, где как верующие люди, совершили напутственный молебен, для того что бы получить благословение Божие на свои труды в защиту Родины.
После Великой смуты о истории Троицкой церкви известно, что она как и село Копосово по прежнему до 1764 года принадлежали Свято-Троице-Сергиеву монастырю, что подтверждает и жалованная грамота императрицы Елисаветы Петровны выданная Троице-Сергиевой Лавре в 1752 году. В этой грамоте в частности говорится следующее: «Божиею поспешествующею милостию Мы, Елисавет Первая, Императрица и Самодержица Всероссийская … объявляем сим: … для почтения Угодников Божиих, Святых Сергия и Никона, Радонежских Чудотворцов, Всемилостивейше повелели той Троицкой Сергиевой Лавры, на приписные и возвращенные к оной Лавре монастыри, села и деревни, для неподвижнаго впредь владения, в подтверждение прежних жалованных грамот, имянных указов, крепостей, выписей и протчих документов, дать вновь Нашу, Императорскаго Величества жалованную грамоту, а имянно: … В Нижегородском Уезде … в Стрелицком стану село Копосово, к тому селу деревня, что был починок Денисов, деревня Соромонское, а Марьино тож на Марьине озерке, а по прежней ревизии починок Соромово, данной из Поместнаго Приказу во 192, выписи…» [8].
Однако в связи с секуляризацией монастырских и церковных земель проводимой Екатериной II в 1764 году, село Копосово входит в состав Нижегородской губернии, а Троицкий храм переходит в состав Нижегородской епархии.
К концу XVIII старое здание церкви обветшало и в 1797 году на средства прихожан началось строительство нового храма, Однако строители допустили ряд конструкционных ошибок. В результате произошло обрушение храма. Строительство началось вновь и завершилось в 1803 году. Новая церковь была освящена Архиепископом Нижегородским Вениамином (Краснопевковым). В 1877 году к церкви был пристроен новый фасад в классическом стиле, а над главным фасадом возвели достаточно высокую, четырехъярусную колокольню, высотой 44 м. (с крестом). В храме было устроено отопление. После переустройства храм был повторно освящен Епископом Нижегородским Хрисанфом (Ретивцевым).
На тот момент в храме было три престола: центральный – во имя Святой Живоначальной Троицы, правый – во имя преподобного Сергия Радонежского и левый в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. К храму прилегало обширное землевладение, на территории которого располагались кладбище, пахотные и сенокосные земли, озеро, дорога и дома священников. Приход был весьма значительный.
Согласно архивным данным первым настоятелем нового храма был священник Матфей Семенов, он служил еще в старой деревянной церкви. В 1783-1793 гг., свое пастырское служение в Троицкой церкви начинал выпускник Нижегородской духовной семинарии священник Петр Иосифович Рубинский, впоследствии служивший в селе Черное. С 1808 г. настоятелем Троицкой церкви становится отец Андрей Петров, переведенный из Архангельской церкви села Большое Козино. В Копосово отец Андрей прослужил ровно 30 лет. В 1829-1833 гг. вторым священником в храме служил отец Иоанн Колосовский, его сменил священник Павел Орлов. Отец Павел в 1844 году был определен по назначению Нижегородской Палаты Государственных Имуществ наставником во вновь открытое в с. Копосово казенное приходское училище для обучения поселянских детей.
К концу 19-го века Троицкая церковь входила во II благочиннический округ Нижегородской епархии. Настоятелем храма был тогда священник П.А. Орнатский – 69 л., окончил курс семинарии по 2 разряду, на службе с 1840 г., имеет наперсный крест. Второй священник, И.П.Орлов – 39 лет, студент семинарии, на службе с 1870 г., законоучитель, имеет скуфью. Диакон К.Ф. Левский – 42 года, из низшего отделения семинарии, на службе с 1864 г. Первый псаломщик М.А.Розанов – 24 года, из двухклассного городского училища, на службе с 1887 г. Второй псаломщик Я.И. Богородский – 34 года, из среднего отделения духовного училища, на службе с 1871 г. По штату при храме было положено: 2 священника, 1 диакон, 2 псаломщика.
В нижегородском государственном областном архиве сохранились чертежи, план церкви, клировые ведомости, сведения о земельных владениях, а также послужные списки церковных служителей. При Троицкой церкви действовала церковно-приходская школа. «В 1916 году приход состоял из 2434 мужчин и 2501 женщин» [3], всего около пяти тысяч человек.
Несмотря на революционный переворот 1917 года и начавшиеся гонения Троицкая церковь в Копосове продолжала свое служение.
Как пишет в своей статье А. Букачёв: «29 декабря 1918 года община церкви заключила соглашение на пользование храмом с Сормовским Советом и Отделом по отделению церкви от государства» [3]. Это соглашение подразумевало то, что отныне всё имущество церкви рассматривалось теперь как принадлежащее новой власти.
«В 1924 году село Копосово вошло в состав Сормовского рабочего поселка. А уже в 1928 году Копосово вошло в состав (города Нижнего Новгорода – уточнение автора), а позднее и города Горького» [3].
В годы становления Советской власти, когда Копосово становится частью Сормова, а затем и Нижнего Новгорода, службу в приходе нес священник Иоанн Орлов. В разные периоды в Троицкой церкви служили следующие священники: Петр Орнатский, Константин Петров, Иоанн Делекторский, Павел Фиалковский. Настоятелем при котором в Советский период был закрыт Троицкий храм являлся священник Владимир Постников.
В 1933 году храм подвергся сильному разорению. Были сняты кресты. Местные жители рассказывают легенды о том, что колокола были утоплены в близлежащем озере. Для того чтобы не допустить поругания святынь, прихожане прятали в своих домах иконы, книги и другую церковную утварь.
Согласно материалам следственного дела по клиру Троицкой церкви от 1937 г. мы можем узнать, что по «делу церковно-фашистской, шпионо-террористической организации» митрополита Феофана (Тулякова) были арестованы священники – Владимир Постников – 5 августа и Александр Фоминский – 14 сентября; диаконы – Николай Мельников – 5 августа и Николай Кириллов – 13 сентября» [13]. Кроме того был арестован и председатель церковного совета, рабочий-слесарь Сормовского завода Кириллов Николай Матвеевич – 13 сентября. Все они были обвинены в контр-революционной агитации и приговорены заседаниями Особой Тройки при УНКВД по Горьковской области от 17 сентября, все кроме слесаря Кириллова, к расстрелу. 4 октября 1937 г. священники Александр Фоминский и Владимир Постников, а так же диакона Николай Мельников и Николай Цветаев были расстреляны в Горьковской тюрьме. Н.М. Кириллов был приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.
Как пишет А. Букачёв: «В материалах архивного фонда Горьковского облиспокома имеется Акт осмотра здания церкви в пос. Копосово по ул. КИМа от 21 августа 1938 г. Осмотр проводился комиссией из представителей Сормовского райсовета, райжилуправления, райсанинспекции, строительной санкинпекции райсовета и 6-й пожарной части» [3]. В результате комиссия обнаружила «ряд серьезных конструкционно-технических дефектов, не устранение которых влечет за собой опасность в дальнейшей эксплуатации этого здания» [27]. Стоимость работ по устранению этих дефектов составила 900 - 950 тыс. рублей в ценах 1938 г. Осуществить такие расходы Троицкому приходу было тогда не под силу.

Посещение преподобным Сергием Радонежским Нижнего Новгорода и история Копосовской Троице-Сергиевой церкви.
Троицкая церковь в 30-е годы. Фото Ю.С. Наумова


Надеясь хоть как-то поправить дело, церковный совет Троицкой церкви (в лице Мазурина И.С. и Прохорова Г.М.) 28 сентября 1938 г. направил в Сормовский райисполком заявление, в котором объяснял, что капитальный ремонт стоимостью почти в миллион рублей община выполнить не может «в виду отсутствия наличных средств и материалов» [27]. Однако власти только и ждали подобного письма. Так как уже через два месяца, а именно, 22 ноября 1938 г. президиум Сормовского райсовета принял решение о том, что ввиду отказа церковного совета от выполнения соглашения о ремонте здания Троице-Сергиевской церкви в пос. Копосово, церковь закрыть, а её здание передать завкому завода «Красное Сормово» под клуб. Горьковский облисполком своим постановлением № 400 от 21 декабря 1938 г. утвердил решение Сормовского райисполкома о закрытии церкви и передачи здания заводу «Красное Сормово».
В 1946 году в здании храма разместился цинковальный завод принадлежавший кооперативной артели. «Позднее указанный кооператив вошел в состав производственного объединения «Металлист» управления местной промышленности горьковского облисполкома как цех №1. Цех №1 ГПО «Металлист» выпускал оцинкованную посуду, тазы, ванны. В алтарной части храма расположили ванны с расплавленным цинком» [3]. По своим технологическим показателям цинковальное производство относится к разряду очень вредных производств. Изделия предварительно опускали в серную кислоту, а затем в ванны с расплавленным цинком. Ванны часто прогорали и тогда все их содержимое вытекало в церковные подвалы.
В 60-е годы по решению руководства предприятия была снесена колокольня, а над главным входом в храм был надстроен второй этаж. Центральной и наиболее старинной части храма был нанесен особенно большой ущерб. Была снесена правая опорная стена храма и его своды. Впоследствии над центральной частью храма был надстроен второй этаж. Был сломан главный Троицкий алтарь храма, а вместо алтаря к зданию храма были пристроены дополнительные цеховые помещения. В результате всех этих перестроек храм и прилегающая к нему территория окончательно потеряли свой исторический вид. В таком изуродованном виде здание храма продолжало существовать до наших дней и уже ни кто не мог узнать в этом здании когда-то одну из красивейших церквей Нижегородского края.
В 1989 году объединение «Металлист» было расформировано и цех №1 стал самостоятельным. А в 1992 году здание церкви было приватизировано и продано. В конце 90-х начале 2000-х годов церковные помещения занимало частное предприятие ООО «Прайд» по промышленному производству металлоизделий, а именно по производству кресел для автомобилей.
Еще до официальной передачи здания Троицкой церкви Нижегородской епархии, 12 июля 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении секретаря Нижегородской епархии протоиерея Игоря Пономарева и благочинного III-го Нижегородского округа протоиерея Александра Долбунова совершил первый молебен в Троицком храме. И уже в январе 2008 года церковь Святой Живоначальной Троицы благодаря усилиям правящего архиерея Нижегородской епархии, архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, местных жителей, а так же при поддержке администрации Сормовского района и города Нижнего Новгорода, была возвращена Нижегородской Епархии. Это значимое для Православного Нижнего событие произошло ровно через 70 лет после закрытия храма.
Однако процесс возвращения храма верующим проходил не просто. Необходимо отметить тот факт, что во время передачи храма епархии, его здание как и во времена закрытия церкви вновь подверглось разорению. Рабочие завода растаскивали все, что не успели унести руководители. Снимались окна и двери, демонтировались трубы отопления и провода. Казалось, что повторяется история 70-летней давности и эти десятилетия так ни чему и не научили наш народ, а главное не научили его ценить и хранить Отечественные Святыни. А значит, раз повторился 37 год, значит, то может повториться и 41 год. Священнику, который был назначен ответственным от епархии за осуществление процесса передачи, лично самому приходилось отбирать награбленное людьми имущество и охранять его от расхитителей. Поэтому мы надеемся, что за 41 годом обязательно будет и 45 год, т.к. несмотря на то, что храм не отапливался, уже с января 2008 года в храме еженедельно совершались водосвятные молебны, на которых все верующие молились Святой Живоначальной Троице и преподобному Сергию Радонежскому о восстановлении этого храма.
В результате указом архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия от 13 ноября 2009 года № 218 иерей Дионисий Игоревич Покровский был назначен первым после закрытия храма настоятелем Прихода церкви Святой Живоначальной Троицы г. Нижнего Новгорода (п. Копосово).
На первых порах, для богослужебных нужд был приспособлен один правый предел во имя преподобного Сергия Радонежского. 08 февраля 2009 года, спустя 71 год после закрытия, в церкви состоялась первая Божественная Литургия, которую совершил первый настоятель вновь открытого храма иерей Дионисий Покровский.
Решением приходского собрания под председательством благочинного III-го Нижегородского округа протоиерея Александра Долбунова 22 июня 2010 года был воссоздан Православный Приход церкви Святой Живоначальной Троицы п. Копосово Сормовского района г. Н.Новгорода. В состав нового приходского собрания вошли представители общественности современного Сормово. Среди них начальник управления образования администрации Сормовского района г. Н.Новгорода, заслуженный учитель Российской Федерации, Елена Михайловна Поляшова и директор Сормовского районного ресурсного культурно-просветительского цента имени преподобного Сергия Радонежского, Светлана Витальевна Краснова. Председателем приходского собрания утвержден назначенный указом архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия от 9 июня 2010 года № 231, новый настоятель прихода протоиерей Алексий Юрьевич Горин.
Сегодня в храме регулярно совершаются богослужения, вновь работает приходская «Воскресная школа» и идет его восстановление из руин. В приходе с сентября 2011 г. по июнь 2012 г. нёс своё пастырское послушание помощник благочинного III Нижегородского церковного округа по образованию в Сормовском районе г. Н.Новгорода, митрофорный протоиерей Димитрий Дылдин. Отец Димитрий являлся и духовником Сормовской православной гимназии. Ныне отец Димитрий возглавляет благочиние Нагорного церковного округа г. Н.Новгорода (Советский район) и несёт послушание старшего духовника епархиальных образовательных учреждений и «Воскресных школ» в Отделе образования Нижегородской епархии. Назначенный в мае 2012 года новый клирик прихода - иерей Дионисий Чибиряев в настоящее время духовно окормляет приходскую «Воскресную школу».
Сегодня Троице-Сергиевская церковь г. Н.Новгорода является духовным центром просветительского проекта «Сормовская слобода». Этот просветительский проект был подписан в начале июня 2010 г. между Нижегородской Епархией Русской Православной Церкви и Администрацией города Нижнего Новгорода. «Цель проекта – духовно-нравственное оздоровление общества через приобщение Сормовичей к богатому культурно-историческому и духовно-нравственному наследию Нижегородчины и в целом нашего Отечества» [10]. И с этой просветительской задачей Троицкий храм с его богатейшей историей и мощным духовно-нравственным воспитательным потенциалом успешно справляется.
 
Протоиерей Алексий Горин,
кандидат философских наук,
доцент Международной славянской академии,
доцент кафедры словесности и культурологии
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», преподаватель педагогики Нижегородской духовной семинарии,
первый заместитель руководителя
Отдела образования Нижегородской епархии,
научный руководитель Сормовского районного
ресурсного культурно-просветительского цента
имени преподобного Сергия Радонежского, лауреат премии г. Н.Новгорода в области образования за 2005 год,
автор просветительских проектов:
«Ильинская слобода – Започаинье»,
«Сормовская слобода» и «Балахнинский благовест».

Использованные материалы:

Литература:

1. Аверьянов К.А. Миссия Сергия Радонежского в Нижний Новгород в 1365 г. // Мининские чтения. Материалы научной конференции. – Нижний Новгород, Издательство Нижегородского университета. – 2004. – С. 138 - 149.;

2. Борисов Н.С. Сергий Радонежский. — М.: Мол. Гвардия, 2003

3. Букачёв А. Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы // Моя надежда – декабрь 2009. - № 12. - С. 46-49.;

4. Минин С.Н. священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XXвв.). - Владимир: 2004.;

5. Николичева, К.А. ?олгая дорога к храму : [Троицкая церковь в Копосово] [Текст] / К. А. Николичева // Красный Сормович. - 2011. - 18-24 марта (№ 10). - Ладушко : семейная газета. - 2011. - № 1. - С. 1-2.;

6. Финюкова, М. Памятник культуры – городу, храм – верующим // Красный Сормович. – 2000. – 1 июня. – С. 3. Копосовская церковь Святой Троицы: история разрушений и восстановлений.;

7. Черкасова М. Крупная феодальная вотчина в России конца ХVI - ХVII века (По архиву ?роице-Сергиевой Лавры).

Документы:

8. Жалованная грамота императрицы Елисаветы Патровны Троицкой Сергиевой Лавре на все приписные монастыри и отчины, 1752, июня 11-го дня;

9. Историческая справка о церкви Святой Живоначальной Троицы г. Нижнего Новгорода (пос. Копосово);

10. Концепция просветительского проекта «Сормовская слобода»;

11. Полное Описание Лавры, I, с. 177.

12. Указ Президент России Д.А. Медведева N 1197 «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского», от 14 сентября 2011 г.

Интернет ресурсы:

13. http://www.blagovmm.ru;

14. http://www.dzerginsk. ru / «Информационный портал г. Дзержинска, Нижегородской области: Новости, Объявления, Предприятия, Сайты, Почта»;

15. / Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра., 2-е изд.- М.,1909;

16. http://HYPERLINK "http://www.qoos.ru" www. qoos. ru;

17. / Официальный сайт Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);

18. http://www. palomniki. su;

19. http://www. pravoslavie. ru / «Церковь преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе»;

20. ;

21. http://www. rufact. org / «Факты о России»;

22. / «Житие и подвиги преподобного Сергия» Ник. Лет. IV, 10 [59; 55, т. XI, с. 5]. Воскр. II, 13 [55, т. VIII]. – 154;

23. http://www. vatanym. ru / «Из истории Владимирского тракта», Королёва Н.А.

Материал Нижегородского архива:

24. Фонд 570 опись 559 дела: 69, 103;

25. Фонд 1679 опись 2 дела: 128, 428;

26. Фонд 2209 опись 3 дело 16327;

27. Фонд 3074 опись 1 дело 1082.

 

 





Внимание!!!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на наш сайт:
http://www.lavra.tv/