24.07.2012

"ЧУДЕСА ИСТИННЫЕ И ЛОЖНЫЕ: ПОЧЕМУ МЫ ТАКИЕ НЕМОЩНЫЕ?"


 

Скачать лекцию в pdf-формате >>


Что такое немощь и почему мы такие немощные? Быть может, часто прикрываясь своей немощной природой мы забываем слова Господа нашего Иисуса Христа: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Евангелие от Матфея 11,12.)

В своей лекции отец Димитрий Беженарь  разъясняет нам разницу между действительной немощью человеческой природы и обычным нерадением, напоминает нам, что путь христианина не есть путь легкий и безоблачный, а борьба с греховной человеческой природой, в том числе с нерадением, ленью и малодушием.

отец Димитрий Беженарь

отец Димитрий Беженарь

отец Димитрий Беженарь

отец Димитрий Беженарь

отец Димитрий Беженарь

отец Димитрий Беженарь

 

22 июля 2012 г.

© 2012 Духовно-просветительский центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

 

***

 

Дорогие братья и сестры! Я приглашаю вас вместе со мной задуматься, если вы не задумывались над этой проблемой раньше, и вместе поискать ответ на этот важный вопрос: почему мы такие немощные? Сразу хочу предупредить, что мы не будем сейчас пытаться дать всеобъемлющий ответ. А вместе выберем хотя бы вектор – где искать ответ на этот очень важный вопрос: почему мы, современные христиане, и, я думаю, вы со мной согласитесь, очень и очень немощны? Мы немощные. Мы читаем жития святых, жизнеописания новомучеников и исповедников – тех людей, которые, возможно, для живущего сейчас поколения являются дедами и прадедами (поэтому они ближе к нам по сравнению с мучениками древних времен) и которые в начале XX века пролили свою кровь за веру Христову. И, взирая на их жизнь, мы удивляемся их героизму и самоотверженности. Поэтому глядя на себя, можем, вздыхая, сказать, что мы немощные.

И почему все-таки мы такие немощные? Если посмотреть в корень проблемы, то важно ответить на другой вопрос: что же вообще такое «немощь»? Правильно ли мы именуем немощью то состояние, в котором находятся многие современные христиане? Почему часто мы немощью только прикрываемся? И самый, может быть, тяжелый, болезненный и мучительный вопрос для каждого современного христианина: почему немощь стала своего рода объектом почти религиозного поклонения? Почему мы преклоняемся перед своей немощью? Почему отсутствует подлинный героизм, свойственный христианам первых веков? Почему отсутствует жертвенность и самоотвержение? Почему отсутствует даже элементарное желание хоть в чем-то ущемить себя ради Христа или ради ближних?

И, в первую очередь, надо вспомнить, в какую эпоху мы живем. Все мудрые старцы, подвижники, опытные пастыри и архипастыри подчеркивают, что наша эпоха очень и очень непростая. В частности, отец Рафаил (Карелин), один из современных духовников, ныне здравствующих, говорит, что в эпоху тотального безбожия вся государственная машина на территории бывшей Российской Империи была направлена на уничтожение веры. И уничтожали лучших людей, в первую очередь, за то, что они являлись носителями православной веры и подлинной культуры. Естественно, следующие подрастающие поколения были более слабыми, запуганными, немощными, может быть, уже не имеющими именно такого «огонька». После массированных кровавых гонений (с 20-х до начала 40-х годов) был период относительного внешнего затишья, когда кровь христиан так не проливалась, но, тем не менее, на идеологическом уровне гонения на Церковь не прекращались. Я думаю, никто не будет отрицать, что гонение имеет форму не только внешнюю (кровавую), но и внутреннюю (моральные гонения на христиан бывают намного тяжелее).

В начале 90-х годов XX столетия изменилось отношение государства к Церкви. Но значит ли это, что гонение на Церковь прекратилось? Можем ли вообще вспомнить такой период в истории человечества, когда не было гонения со стороны врага рода человеческого дьявола на Церковь, на верных христиан? Конечно, нет. Как мудро сказано и отцом Рафаилом (Карелиным), и отцом Иоанном (Крестьянкиным), меняются лишь формы гонений и притеснений на истинно верующих во Христа. В письме одному из своих духовных чад о. Иоанн (Крестьянкин) так характеризует, с присущей ему прямотой и отсутствием лживой дипломатии, эпоху, в которую нам приходилось, да и сейчас приходится жить:«Да, при большевизме нам было легче. Было все яснее и определеннее [заметьте, это пишет человек, который сам был осужден на 7 лет лагерей, пострадал за веру и знает непонаслышке, что такое гонения]. Христиан было мало, но стойкостью и мужеством они являлись истинными последователями Христа. Сейчас христиане новообращенные хлынули в Церкви и затоптали бывших, истинных, ибо все христианские нормы растоптали по своему разумению, не церемонясь». И действительно, эпоха, в которую мы с вами живем,– это, как говорил старец Паисий Афонский, эпоха равнодушия. Сегодня священник может свободно ходить по улицам города в подряснике, в рясе с крестом и его не будут оплевывать и расстреливать. Но значит ли это, что изменилось отношение людей к вере, что изменился сам образ мыслей, и общество стало подлинно воцерковленным? Скорее всего, нет. То, что верующих людей активно не притесняют, не уничтожают, не сажают в тюрьмы, является лишь формой проявления массового равнодушия. Что будет дальше – известно одному Богу.

Именно в эту эпоху тотального равнодушия многие современные христиане пришли к вере. В какой ситуации оказывается душа христианина? Человек пришел в Церковь после периода государственного атеизма, не получив в детстве христианского православного воспитания, оторванный от традиций. Он обращаются к вере, еще не зная, как жить по вере. Старец Паисий во II томе «Духовное пробуждение» книги «Слова» говорит: «Христианин приходит в Церковь, в то же время не потеряв связь с миром». Христианин живет в миру, среди той же обстановки «игралищ страстей», среди стихий этого мира. Он вынужден работать, совершая свое земное поприще среди людей нецерковных, не разделяющих его взгляды, среди людей, которые не могут понять его радость о приобретении.

Все то, о чем святой апостол Павел в одном из посланий говорит: «срамно есть и глаголати», сейчас на виду. Разврат, жестокость, культ наживы, все то, о чем стыдно и страшно говорить, беспрепятственно распространяется. В частности, если говорить о России, в 90-е годы прошлого века и по сей день вместе с возрождением веры Христовой беспрепятственно, без всяких ограничений распространяется оккультизм и магия. У многих людей появилось языческое мировосприятие. И даже обращаясь в храмы Божии, они ищут не спасения души, более того, они даже не задаются таким глубоким мировоззренческим вопросом: «Нужно ли мне спасение?» Люди, имеющие такой языческий менталитет, обращаясь к Церкви, хотят получить какие-то блага (например, исцеление или избавление от вредных привычек). А для чего? Чтобы жить комфортнее, спокойнее, но не изменяя самих себя. И, как говорит старец ПаисийАфонский в третьем томе своих бесед, «современные христиане хотят освятиться без борьбы с грехом»...

Скачать лекцию в pdf-формате >>





Код вставки

Внимание!!!
При использовании материалов просьба указывать ссылку:
«Духовно-Просветительский Центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры»,
а при размещении в сети Интернет – гиперссылку на наш сайт:
http://www.lavra.tv/